Вернуться
Цифровая трансформация управления образованием de facto уже произошла. Однако это не всегда означает, что стало лучше качество образования
  • 2021-11-15

12 ноября 2021 года ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ был проведен семинар по результатам мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне.

В семинаре, который прошел в смешанном формате, приняли, в общей сложности, участие более 150 слушателей из регионов Российской Федерации – от руководителей региональных органов управления образованием и ведущих экспертов федерального уровня до педагогов сельских школ. Состоялся честный открытый разговор о том, как идет процесс цифровой трансформации образования в школах, как и чем отличаются разные образовательные организации и что можно сделать, чтобы цифровое обновление реально пришло во все российские школы.

Во время волны мониторинга, которая прошла во всех регионах России весной 2021 года, были обследованы более 700 школ; в исследовании приняли участие более 2000 школьных администраторов, более 15 тысяч учителей и более 20 тысяч старшеклассников.

На очной сессии семинара федеральный координатор Мониторинга научный сотрудник Лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая рассказала об опыте проведения и ключевых результатах исследования. В частности, интересен тот факт, что по материалам, полученным в Мониторинге, почти 70% школ сегодня находятся лишь на этапе осознания важности использования инновационных поддержанных цифровой трансформацией способов учебной работы. Около 20% обследованных школ уверенно применяют и начинают широкое внедрение этих методов, а 10% школ еще даже не задумываются о том, что цифровая трансформация образования – то, что пришло всерьез и никуда не уйдет.

Татьяна Мерцалова, к.п.н., ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, поделилась результатами анализа процессов, происходящих при цифровой трансформации школы. Например, интересен тот факт, что использование цифровых технологий на занятиях в школах с разным уровнем программ совершенно не обязательно становится более интенсивным с ростом сложности образовательной программы. Более того, иногда происходит обратное. Выступление Татьяны Мерцаловой вызвало живую дискуссию, в которой приняли участие Юлия Шароватова (Фоксфорд), профессор Александр Уваров (НИУ ВШЭ), Алексей Ганеев (Верконт Сервис) и другие участники семинара.

О новых вызовах региональных политик цифровой трансформации, влиянии на скорость происходящих процессов федеральных проектов и активности внешних партнеров образовательных организаций рассказал Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ. По его мнению, цифровая трансформация управления образованием de facto уже произошла. Однако это не всегда означает, что стало лучше качество управления – многие процессы насаждаются «сверху» и, как говорилось ранее, школы только начинают осознавать их важность.

Семинар стал первым этапом широкой программы общественно-профессионального обсуждения результатов мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2021 году. Надеемся, что работа по мониторингу будет продолжена и позволит оказать реальную помощь как системе образования в целом, так и отдельным школам, стремящимся к цифровому обновлению.